Zum Inhalt springen
Михаил Семёнович Краснов

Сегодня Михаилу Семеновичу Краснову, бригадный генерал Чилийской армии исполняется 80 лет, из которых последние 21 год он незаслуженно находится в тюрьме.

Каждый раз, когда наступает этот день и я поздравляю Михаила Семеновича с Днем рождения, пишу о нем добрые слова, тут же в комментариях появляется множество «историков» и «политологов»,  причем как либералов, так и их противников – коммунистов, которые с негодованием возмущаются: как я могу так тепло отзываться о человеке, участвовавшем в становлении военной диктатуры Пиночета и являвшегося его соратником в подавлении «демократических свобод» в Чили. Это происходит всегда в тех случаях, когда у людей вместо души исковерканные идеологические штампы, а вместо объективной оценки происходящих исторических и общественных процессов преобладают фобии, вбитые в голову лживой пропагандой. 

Понимая, что и сегодня подобных высказываний не избежать, в этот год, поздравляя Михаила Семеновича Краснова, я немного остановлюсь на том, что он и многие другие военные Чили сделали для страны в тот момент, когда она подошла к развилке своего цивилизационного пути развития.

Приведем только неоспоримые факты, которые признают как левые, так и правые:

– Итак, 1970 год: президентские выборы в Чили. С одой стороны – левый политический блок «Народное единство»; с другой – правый – «Национальная партия»; посередине – Христианско-демократическая партия. За левых, лидером которых был Альенде, голосует 36,6 % избирателей. За кандидата правых – 35,3 %. Разница минимальна – в 1 %. И тогда при голосовании в Конгрессе христианские демократы отдают свои голоса за Альенде, который и становится президентом. Отдают под письменные гарантии последнего (!!!), что он в период своего правления не будет нарушать принципы демократии в стране, которые по пунктам были записаны в «Статусе о конституционных гарантиях в Чили».

– Но, как у всех левых, и особенно коммунистов, обещать и жениться – разница большая. Практически сразу же после избрания Альенде провозглашает советский путь развития страны с переходом на плановую социалистическую экономику. Начинается национализация всей горнодобывающей промышленности – основы экономики Чили. Следом национализируются крупные торговые фирмы и супермаркеты. И далее по нарастающей – электрические компании, перерабатывающие предприятия и т.д. и т.п.

– Результат «реформ» сказывается незамедлительно: дефицит всего и вся, первая (в 1971 году) мощная забастовка рабочих и многотысячная демонстрация домохозяек, молотивших в пустые кастрюли по пути следования. Начинается резкий спад экономики, приведший к тому, что в 1972 году инфляция достигла 225 %, а в 1973 году она уже становится рекордной – в 600 %!!!!!!!!. И это всего лишь за два года правления Альенде.

– К 1973 году жизнь в стране становится крайне тяжелой.  И если предшествующие два года Альенде удавалось дурачить людей рассказами о трудностях переходного периода от капитализма к социализму и что нужно на время подтянуть пояса, а там попозже всё наладится, то в 1973 году эти побасенки уже никого не устраивали. Зарплаты упали на 40 %, но и на те деньги, что были у людей, купить было нечего.

– 22 августа 1973 года Палата депутатов большинством голосов (81 против 47) обвиняет Альенде в «авторитарных устремлениях и стремлении уничтожить роль законодательной власти, в пренебрежении решениями судов и покровительстве преступникам, связанным с правящей партией, в покушениях на свободу слова, арестах и пытках оппозиционных власти журналистов».  Так как Альенде полностью нарушил все пункты подписанного им «Статуса о конституционных гарантиях», депутаты поставили под сомнение легитимность Альенде как президента.

– Все предшествующее время Альенде прекрасно понимал, что его поддержка со стороны чилийского народа катастрофически падает, удержаться у власти без поддержки интернациональных левых радикалов ему не удастся, без финансовой помощи «соцлагеря», возглавляемого СССР, страна свалится в нищету. Поэтому за эти три года Чили наводнили вооруженные революционеры со всей Латинской Америки и Кубы, которые терроризировали население и противников Альенде, вызывая еще большее негодование чилийцев. Вот что писал в своих дневниках относительно этого времени зав. отделом Международного отдела ЦК КПСС А.С. Черняев: – «Социалисты ориентируются на точку зрения Фиделя Кастро, который почти публично заявил, что какая бы помощь ни была оказана Чили, поражение будет неизбежно. Это корреспондирует с тем, о чем я докладывал во время своей поездки в Чили осенью 1972 года, со слов лидеров социалистов: «если мы не вооружим народ, а вы не дадите нам оружия, мы погибнем. Без гражданской войны революция дальше развиваться не может.»  Было абсолютно ясно, Альенде целенаправленно и осознано вёл страну к гражданской войне, четко понимая, что без масштабного террора против своего народа успешно воплотить свой план построения социализма в Чили ему не удастся.

Безусловно всё это понимали   военные, которые были возмущены наплывом в их страну огромного количества вооруженных банд левых радикалов со всего мира.  И первая попытка переворота была осуществлена ими 29 июня 1973 года. Что примечательно, когда мятежники окружили президентский дворец, на их умиротворение вышли главнокомандующий Карлос Прате и Аугусто Пиночет (!), которые смогли уговорить восставших военных вернуться в казармы и не проливать чилийскую кровь, полагая при этом что им удастся образумить Альенде и убедить его отказаться от губительного для страны пути.

– 7 сентября 1973 года, когда Пиночет уже был назначен главнокомандующим армии, у него состоялся ужин с Альенде и рядом высокопоставленных чиновников правительства, на котором Альенде заявил, что для завершения социалистических реформ нужно большее время, чем президентский срок и что нужно провести референдум таким образом,  чтобы его президентство было продлено на неопределенный срок, т.е. до полной победы коммунизма. По сути, это был открытый призыв к узурпации власти, которую должна поддержать армия, при отсутствии поддержки большинством населения Чили альендевских «реформ». За этим ужином Пиночет открыто указал на неконституционность подобного предложения, но получил от президента следующий ответ: «Я сам закон и буду делать то, что считаю нужным».  

– И если прежде Пиночет всячески избегал военного переворота, зная, сколько левых радикалов и террористов со всего мира наводнили Чили и какой кровью могут обернуться военные действия, то после того, как он услышал ответ Альенде, Пиночет принимает решение поддержать военных в их устремлении сместить Альенде, при этом заявив, что Чили находится на краю гибели, и спасти нацию можно только экстраординарными мерами.  11 сентября 1973 года в Чили происходит военный переворот, а по сути, это были контрреволюционные действия, не допустившие становления коммунистической диктатуры Альенде.

– Сразу же после установления военной администрации жизнь в стране резко изменилась. С одной стороны – быстро проведенные либеральные реформы кардинально изменили жизнь чилийцев. Частное предпринимательство было объявлено национальной доблестью. Либерализация экономики позволила остановить инфляцию, ликвидировать дефицит продуктов и товаров, резко поднять финансово-экономический уровень национальной экономики. Последующие реформы, названные многими «чилийским экономическим чудом» – результат этой политики.

С другой стороны – нахождение в стране огромного числа леворадикальных террористов со всего света требовало усиленной борьбы с ними. Дело доходило до прямых вооруженных столкновений. Мало кто знает, но сразу же после военного переворота тысячи коммунистов и радикалов, эмигрировавших из Чили, размещались в лучших военных училищах Кубы, ГДР и Болгарии. Там они проходили военную подготовку и отправлялись обратно в Чили на партизанскую войну и совершение терактов. По сути, в этих военных училищах создавалась чилийская «красная армия». Мало того, для получения боевого опыта многих курсантов этих училищ специально направляли на войну в Никарагуа, где шли военные столкновения между сандинистами и их противниками, где они, набравшись опыта в убийствах, в дальнейшем перебрасывались в Чили для осуществления терактов.

– Только в 1975 году коммунистическим подпольем было организовано 132 теракта с множественными человеческими жертвами. Помимо взрывов и нападений, чилийские леворадикалы и партизаны занимались и просто грабежом – грабили зажиточных горожан и фермеров, банки и коммерческие предприятия, или просто похищали людей и требовали за них выкуп. Необходимо было бороться с этим террором, и военная администрация с ним боролась, уничтожая самых отмороженных и арестовывая тех, кто этим отморозкам помогал.

При этом необходимо понимать следующее: военная администрация, находясь у власти, не создавала ни своих, ни фальшивых, но верных ей   партий, на которые она могла бы опираться на выборах. Она не подбирала и не продвигала во власть прикормленных ею депутатов, и когда 5 октября 1988 года на плебисците 55 % чилийцев проголосовали против сохранения в стране военной диктатуры, эти проценты не фальсифицировались и не искажались. То есть демократические институты в стране были сохранены. И именно поэтому 11 марта 1990 года Аугусто Пиночет уходит с поста главы государства и мирно передает власть гражданскому управлению, отдавая совсем иную, чем при Альенде, процветающую страну в их руки.

Вот такая была обстановка в Чили, и так эта страна была спасена от кубинской и венесуэльской участи.

Возвращаясь к судьбе М.С. Краснова, в первую очередь надо знать следующее: как и все военные, он принимал участие в контрреволюции против Альенде и дал шанс Чили не скатиться в коммунистическую бездну. В 1974 году его, как храброго и профессионально грамотного офицера, прикомандировывают к Управлению национальной разведки (DINA) в отдел по борьбе с терроризмом. В 1975 году, командуя батальоном 1-й Горной дивизии, он сражался с самой зловещей интернациональной бригадой левых радикалов в Андах. Именно за эту операцию в ноябре 1975 года Михаил Семенович награждается высшей национальной медалью Вооруженных Сил Чили «За мужество», которая не присуждалась никому прежде последние 100 лет!!!!. После этого он ушел учиться в Военную Академию и далее стал ее преподавателем. С февраля 1986 года – служба в войсках на разных должностях.

Через 10 лет после ухода Пиночета от власти, против многих военных, участвовавших в военном перевороте, были возбуждены уголовные дела. В основном это касалось руководства и сотрудников DINA. Арестован был и Михаил Семенович – Мигель Краснов.  Арестован по ложному обвинению родственников погибших террористов, якобы похищенных Красновым либо им убитых во время спецопераций. Ни одно из обвинений доказано не было, но на волне в очередной раз пришедших к власти левых это уже было неважно. Приговоры сыпались как из рога изобилия – 5, 10, 15, 30 лет заключения.

И вот здесь главное состоит в следующем. Происходили ли в действительности похищения и бессудные расстрелы, пусть и отъявленных мерзавцев, стремившихся подчинить своей диктатуре Чили? – Возможно. Но судить любого человека необходимо именно за конкретные, доказанные преступления, а не за принадлежность к той или иной организации.  И по ряду военных такие неоспоримые доказательства были, и свое наказание они получили. Но Михаил Семенович осужден незаконно, бездоказательно и только по оговору, не подтверждённому ни одним фактом.

Поэтому, дорогой Михаил Семенович, поздравляя Вас с Днем рождения в столь тяжелое для Вас время (21 год тюрьмы – это не сахар), все мы хотим Вам пожелать здоровья и крепости духа. Да, земной суд был не справедлив к Вам. Чилийский народ, хоть и поддерживает Вас большинством, но избавить Вас от темницы не смог. Но есть еще и Суд Божий, пред которым Вы честны, как гражданин и офицер, исполнивший свой долг перед страной и ее народом до конца и с достоинством.

Храни Вас Господь на долгие годы!