В 1914 году Исаак Фёдорович отправляется на фронт Великой войны, в ходе которой был награжден за храбрость всеми боевыми орденами, которые мог получить офицер в его чине, включая георгиевское оружие (ВП 11.04.1915) и орден св. Георгия 4-й ст. (ВП 19.05.1915). За период войны Быкадоров несколько раз ранен: 24 октября 1914 года ранен оружейной пулей в кисть правой руки и 6 декабря 1916 года в конной атаке получил сквозное пулевое ранение в правую скулу и переносье, что послужило потерей одного глаза. Однако, как гласит аттестация подписанная командующим полком генерал-майором Неклюдовым – «Отличный ездок и ходок. Вполне готов для принятия во всякое время полка, чтобы вести его к победе и славе». В период Великой войны Исаак Фёдорович был произведен в есаулы (09.12.1914; ст. 01.09.1914); войсковой старшина (пр. 24.07.1916; ст. 22.06.1915); полковник (пр. 27.07.1916; ст. 26.11.1915). В 1915-1916 годах находился в должности временно командующим 30-го Донского казачьего полка. После революции также находился в должности полкового командира 8-го, а затем 58-го Донского казачьего полка.
Быкадоров Исаак Фёдорович
(19 мая 1882 — 20 сентября 1957)
Быкадоров ИСААК ФЁДОРОВИЧ
Родился в станице Нижне-Кундрюченской 19 мая 1882 года в семье полковника Федора Васильевича Быкадорова и его супруги Дарьи Ивановны, урожденной Ажогиной. Среднее образование получил в Ростовской классической гимназии, после окончания которой, по военной фамильной традиции дворянского рода Быкадоровых, поступил в Новочеркасское юнкерское училище. Окончил его по первому разряду 15 июня 1902 года. Выпущен в 13-й Донской казачий полк. Подхорунжий (пр. 15.07.1902г.). Хорунжий (пр. 06.04.1903г.). Сотник (пр. 15.04.1907г.; ст. 01.09.1906г.). В 1907 году поступил в Николаевскую Академию Генерального Штаба, которую окончил 31 августа 1910 года. Подъесаул (пр. 05.10.1910г.; ст. 01.09.1910г.). Дальнейшая карьера И. Ф. Быкадорова выходит за рамки типичной. Вместо Генерального штаба, как планировалось, он добровольно отправляется в обычный Казачий полк. С 5 октября 1910 года назначен командиром сотни в 30-м Донском казачьем полку. Помимо военной карьеры, молодого офицера тянет к пониманию и изучению того, что связано с прошлым его родного Края. Его чаруют рассказы о доблестном прошлом предков, тянет к перу, к литературе. При чем этот интерес, возникший еще с ранних, детских лет не останавливается на любительском уровне, а с годами становится профессиональной деятельностью. От Императорского Археологического общества, за нахождения места переправы скифов через реку Дон, ему присваивается звание почетного члена общества. Позже Быкадоровым пишется военный учебник «Служба разведчика в поле», который в последствии становится обязательным пособием всех военных училищ России. Во время учебы в Академии Быкадоров обратил на себя внимание, в связи с составленным им конспектом по всеобщей истории. Этот конспект пользовался заслуженным успехом среди офицеров учебных классов, и получил полное одобрение профессоров Академии. Еще до начала мировой войны сотник Быкадоров занялся составлением очерка «Действия казачьей конницы в войнах», опубликованного в Новочеркасске в 1911 году.
Героизм – это родовая черта Быкадоровых. Прадед Исаака Фёдоровича- А. Быкадоров во времена войны с Наполеоном совершил подвиг, чем покрыл неувядаемой славой род Быкадоровых и внёс свой вклад в общую славу Донского Казачества. В результате изложения семейной легенды, так и стороны французов.
На кануне Бородинского боя Донской казачий разъезд под командой нашего общего прадеда Василия Ананиевича Быкадорова, высланы на разведку, внезапно обнаружил группу блестящих офицеров, очевидно тоже выехавших на разведку, и смело атаковал её. Во время стычки прадед наш несмотря на то, что был ранен, в свою очередь ранил одного французского генерала и взял его в плен. За это дело он был награжден Георгиевским крестом и произведен в хорунжие, что и дало ему затем потомственное дворянство.
(И .. Быкадоров)
На кануне Бородинского боя, вице король Италии и зять императора Наполеона I генерал герцог Де Борарне, выехавший на разведку со своим штабом внезапно был атакован казачьим разъездом. Выстрелами из пистолетов герцога удался вырваться из казачьего окружения и ускакать. Его же начальник штаба будучи ранен был схвачен одним казаком, стянут с лошади и взят в плен. По окончанию войны, данный эпизод со словами герцога был зарисован художник-баталист Гораций Берн.
(Герцог Д. Лейхтенбергский)
В июне 1917 года был избран делегатом с фронта на Донской Войсковой Круг. Активно участвовал в работе Круга до смерти Донского атамана А.М. Каледина. Следующим атаманом был единогласно избран А. М. Назаров – донской казак, герой Великой войны. Быкадоров находился в должности товарища председателя Круга. В роковой день 12 февраля 1918 года, под видом простого казака, ежеминутно подверженный риску быть опознанным и расстрелянным, Исаак Фёдорович был отправлен в составе делегации на переговоры с большевистским руководством в Ростов на Дону. Переговоры были не безнадёжными, но в то время, пока они проходили в Ростовской гостинице «Паллас Отель», изменник казачества Голубов ворвался на заседание Войскового Круга и арестовал его руководство. Кресло товарища председателя было пустым… таким образом лишь случайность спасла жизнь Быкадорову, ибо несомненно, он был бы расстрелян вместе с атаманом Назаровым, председателем Войскового Круга Е. А. Волошиновым, войсковым старшиной И. Тарариным, и другими мучениками за казачий Дон.
Белый генерал.
Период первой оккупации Новочеркасска Быкадоров находился на подпольном положении. Будучи природным казаком, Исаак Фёдорович осознавал, что нейтралитет казачьих масс будет кратковременным. Он проводил подготовительные мероприятия к общедонскому казачьему восстанию в организации и руководстве которым он играл одну из решающих ролей. И уже вскоре, когда казаки осознав весь ужас и преступность советской власти и подняли оружие, Быкадоров командовал ополчениями станиц: Нижне-Калитвенской, Кундрюченской, Усть-Белокалитвинской. 23 апреля 1918 года Быкадоров одержал блестящую победу, внеся расстройство и панику в рядах большевистских орд.
В мае 1918 года командуя казачьими частями Задонского района, овладел Батайском. Эффективно действовал против красногвардейских отрядов Буденного и Думенко. С упорядочением казачьих войск действует в Великокняжеском округе. 12.05.1918г. назначен командующим группы войск в Ростовском округе. 15 мая 1918 года, участвует вместе с атаманом П. Н. Красновым во встрече с генералитетом Добровольческой Армии, на предмет совместных действий.
В Донской армии генерала Краснова командовал дивизией, а затем 8-м Донским корпусом. Генерал-майор (07(20).05.1918). В 1919 году, будучи одним из товарищей председателя Войскового Круга, подписал акт о принятии отставки атамана Краснова, и передачи временной власти войском А. П. Богаевскому.
«В силу того, что Донской Атаман генерал от кавалерии П. Н. Краснов после выраженного Войсковым Кругом недоверия командующему Донской армией генерал-лейтенанту С. В. Денисову заявил, что выражение этого недоверия простирается и на него Донского Атамана, как Верховного руководителя армии, и потому он отказывается от должности Донского Атамана и просит Круг озаботиться выбором ему преемника, Войсковой Круг постановил: отставку Донского Атамана П. Н. Краснова принять.
Согласно ст. 21 основных законов Всевеликого войска Донского, атаманская власть в Войске Донском переходит председателю совета управляющих отделами генерал-лейтенанту А. П. Богаевскому впредь до избрания Кругом Атамана Всевеликого войска Донского. Председатель Круга В. Харламов. Товарищи председателя Круга Н. Парамонов, Ис. Быкадоров, П. Дудаков, И. Зенков, Б. Уланов, К. Попов Секретарь Ф. Крюков»
П. Н. Краснов „Всевеликое Войско Донское“.
Донская Армия лишенная атамана, командующего С. В. Денисова и начальника её штаба И. А. Полякова (ушедшего вместе с атаманом), терпела поражения. В марте 1919 разложению подвергся и 8-ой Донской Корпус под командованием И. Ф. Быкадорова. Это формально привело к отставке генерала, но на самом деле же это была деникинская чистка донского генералитета. На тот момент все части Донской Армии были не в лучшем состоянии, и причиной этому были в первую очередь политическая дестабилизация, устроенная в большей степени Деникиным, чем большевиками. Через год, 25 марта 1920, генерал Быкадоров навсегда покинул Родину.
В эмиграции вскрылись те ошибки и разногласия, которые в период активной войны с большевиками были невидимы либо отходили на второй план. Быкадоров оценивая результаты поражения в освободительной борьбе казаков с большевиками, развивал жизнеспособную стратегию казачьего народа основанную на казачьей идентичности. Это вызывало бурю отзывов, порою критических. Но разности в идеологических восприятиях между казаками решались путем полемики, и свойственного лишь казакам взаимопонимания, когда разные по убеждениям и стратегиям действий активисты казачьей эмиграции, всё равно оставались братьями станишниками.
Генерал сменил шашку на перо, и его научные и публицистические труды стали одними из самых ярких во всех изданиях эмиграции. Быкадоров отметился публикациями в казачьих журналах и газетах таких как: «Казачьи думы». «Путь казачества»,«Вольное казачество», «Ковыльные волны», «Родимый край», «Донская целина» и во множестве других изданиях.
С переездом в Чехословакию И.Ф.Быкадоров готовит ряд фундаментальных работ и публикует множество статей на тему прошлого и будущего казачества. Самым крупным трудом того периода несомненно является его классическая работа: “История Казачества” – часть 1. Почти одновременно выходит из печати повесть “Казак Тимофей Разин” (в 1966 г., в Париже на эту же тему подготовлен сценарий “Так жил и… так любили”). В 1937 г. был издан капитальный труд генерала И.С.Быкадорова, подробно и документально описывающий героическую борьбу Донских казаков и казачек при взятии и защите крепости Азов в период 1637-1641 гг. Труд состоит из двух частей: “Взятие Донскими казаками Азова (1637 г)” и “Азовское Сидение (1641 г)”. Была подготовлена к изданию и 3-я часть.
Из двух крупнейших, по сей день неопубликованных трудов И.Ф.Быкадорова, необходимо упомянуть о капитальном научном исследовании “Возможности Германского Реванша”. В нем, в 1925 году, еще до появления на сцене истории Гитлера, автор, на основании военных, экономических и психологических исследований, предсказывает неминуемость 2-й мировой войны и ее последствия.
По личным связям и идеологии (как отмечали люди, хорошо знавшие генерала) он был калединцем – одним из плеяды донских казачьих деятелей 1917-1918 гг., к которым относились А.М.Каледин, М.П.Богаевский, А.М.Назаров, В.М.Чернецов, А.П. Богаевский, П.Х.Попов, В.И.Сидорин.
В апреле 1957 года у Быкадорова обнаружили симптомы онкологии. 1 мая ему произвели операцию по устранению раковой опухоли желудка. 16 мая была произведена следующая операция. Но не смотря на хирургическое вмешательство происходило дальнейшее развитие болезни. Падение сил и веса, слабело сердце, но генерал мужественно выносил страдания. Последний раз Исаак Федорович вздохнул на руках своего сына Юрия 20 сентября 1957 года. Похоронен на городском кладбище Анжи департамента Мен и Луара Франции.
После смерти Исаака Фёдоровича, эстафету любви и борьбы за Россию продолжил его сын Владимир. Его судьба не менее примечательна, чем жизнь отца. Такая преемственность не удивляет, но вселяет гордость, ибо на этом стояла, и будет стоять Россия.
"Внукам" - творческое послание
(орфография первоисточника без изменений)
Сизокрылый орел над долиной царил: журавлей, лебедей в поднебесье когтил; у подножия скал быстрых серн настигал; тень орла увидав, тур пугливо бежал и скрывался он в чащу лесную; лета шум услыхав, барс трусливо дрожал и спасался он в заросль густую.
И задумал орел гнездо новое свить на уступе вершины великана-горы; ближе к небу хотелося жить, и чтоб виделось все из долины. А повыше орла много лет сокола на уступах горы той гнездились. Целы дни, до зари, у подошвы они пестрой стаей летали, кружились. Но как буря – гроза он на них налетел: соколиный убор растрепал, смелым грудь растерзал… И многие в битве кровавой той пали: как камни, скатившися с гор, соколиные трупы лежали. Владенья свои могучий орел оглядел, усевшись на троне-вершине, и клекот победный, как гром, прогремел, пронесшися эхом в долине.
Много лет, как по волнам морским, в море делом обычным уж стало плавать стругам казачьим донским, когда Войско их в бой посылало. Корабли донцы брали в полон, силу ратную турок громили, с городов брали дань: злато, жемчуг и ткань, как орел тот, добычу на Тихий свой Дон в городки, в курени приносили.
И задумало Войско Азов-город добыть: к морю Синему ближе хотелося быть, и чтоб стругов проходу вражья сила помехи чинить бы не смела. Собралася могучая рать и, как орел на соколье жилье, на твердыню она налетела. Два месяца битва кровавая шла, кровь ручьями текла, не жалели донцы басурманских голов, и пал неприступный Азов.
По землям приморским, по странам далеким заморским, как над широкой долиной клекот могучий орлиный, весть о победе донских казаков разнеслась: громом гремела, бурей ревела, водным потоком неслась…
*
* *
В старину было то на Дону: Войска Славного ратная сила доблесть, честь, как святыню хранила. Где теперь его рать? Нам ее не сыскать – из родного гнезда сила вражья ее разогнала. Пали одни, живых доля – бесславия дни. Погибли знамена, их буря-гроза растрепала. Край наш Родимый поруган, братья и сестры в оковах-цепях, дети у хищников в цепких когтях. Пали духом отцы, от битв новых они отказались; но заветы дедов, тех могучих орлов, как святые знамена, остались. Внуки! Вы стали орлами, – расправьте ж могучие крылья и клекотом слова разбейте отцовские цепи бессилья. Мыслею, сердцем и волей в единую рать соберитесь, в стаю могучих орлов вы слетайтесь. Доблесть предков-дедов, верных Дона сынов, своим внукам – святые заветы; наша сила, знамена, присяга – обеты. Грозною тучей, стаей могучей полетим мы вперед на врагов и Край наш Родимый и братьев страдальцев спасем из тяжелых оков.